“Прощение — это отказ от всякой надежды на то, что у вас было другое прошлое”
“Без прощения жизнь управляется бесконечным циклом обид и возмездия”. ~Роберто Ассаджиоли
Будучи маленькой девочкой, я часто задумывалась о том, каким был мой отец. Был ли он хорошим человеком? Как он выглядел? Думал ли он обо мне? Любил ли он меня?
Но больше всего меня интересовало, почему он ушел.
Я придумывала истории о нем. Однажды я представила его странником, путешествующим по чужим странам и собирающим маленькие подарки для меня в каждом новом посещенном им месте. Он встречался с местными жителями, учился новым ремеслам и языкам. Он рассказывал им истории о том, как сильно любит и скучает по мне и как не может дождаться возвращения домой.
Иной раз он был врачом, работавшим за границей и помогавшим лечить больных и обедневших детей. Он не мог вернуться домой, потому что без него эти дети умрут, и когда я стала бы достаточно большой, я я отправилась в путешествие, чтобы быть с ним.
Мне нравилось представлять его далеким и недосягаемым, выполняющим важную работу. Таким образом его отсутствие имело для меня смысл. Но реальность оказалась не такой героической, как я себе представляла.
Впервые я поговорила с отцом, когда была подростком. Тогда я узнала, что он живет в другом штате и занимается собственным бизнесом.
После развода с моей матерью он снова женился, но детей у него больше не было. Когда я спросила, почему он уехал, ответ был прост: “Когда мы с твоей мамой разошлись, я поставил ее перед выбором. Либо она воспитывает тебя без моей помощи, либо я воспитываю тебя без ее помощи. Эмоционально. Финансово. Во всем. Мне нужен был полный разрыв отношений”.
Мое сердце ухнуло в пропасть.
Он не был врачом, спасающим больных детей.
Он не был путешественником, исследующим новые земли и думающим обо мне.
Вместо этого он был просто мужчиной. Мужчиной, который решил, что его развод касается и его жены, и его дочери.
Непреодолимая грусть наполнила воздух вокруг меня, и наступило разочарование. Я не ожидала и не была готова к его беспечному ответу. Желание узнать его, испытать отцовскую любовь, тепло, руководство, защиту, поддержку — все это рассеялось в одно мгновение.
На их месте была пустота.
Но я все равно жаждала связи с ним. Когда я росла без отца, я чувствовала себя неполноценно, как будто упускала что-то, что было доступно всем вокруг.
Я думала, что если смогу доказать, что достойна и заслуживаю его любви и привязанности, отец больше никогда не оставит меня. Думала, что он поймет, что совершил ошибку, извинится за свое отсутствие и будет усердно работать, чтобы наверстать все упущенные годы отцовства. Поэтому я спросила его, могу ли навестить его, и он согласился.
Он заказал мне билет, и через несколько месяцев я в одиночку полетела к нему. Я нервничала и волновалась. Мои ладони вспотели, а руки дрожали. Понравлюсь ли я ему? Поймем ли мы друг друга? Будет ли у меня наконец-то отец?
Когда он забирал меня из аэропорта, я едва смогла пробормотать приветствие.
“П-п-п-привет”, — заикаясь произнесла я.
“Привет. Садись. Сейчас ужасные пробки”, — сказал он, открывая пассажирскую дверь своего грузовика.
Все в нем было не так, как я себе представляла. Он не был таким разговорчивым или полным историй, как я думала. Вместо этого он был тихим, наблюдательным и немного замкнутым. Но он был гостеприимен и любезен во время моего пребывания у него. А вот его пассия — не особо.
По мере того, как мы с отцом узнавали друг друга, она отдалялась от наших разговоров и компании. Поначалу я решила, что она стесняется или хочет дать нам побыть наедине. Но, вернувшись домой после поездки, я узнала, что она поставила отцу ультиматум: ты выберешь или ее, или меня. Он сказал, что пришел в ярость, и обозначил, что никогда не выберет отношения вместо своей дочери.
В одно мгновение я почувствовала себя оправданной. Я почувствовала себя важной. И впервые в жизни я почувствовала отцовскую любовь и защиту.
Но эти чувства были недолгими. Когда я снова попыталась связаться с отцом, я не смогла дозвониться. Он сменил номер. Он перестал отвечать на мои электронные письма. Он снова полностью исчез из сети.
Я чувствовала себя раздавленной, растерянной и расстроенной. Человек, которого я так долго превозносила и на любовь и поддержку которого надеялась, вместо всего этого отвернулся и ушел, даже не попрощавшись.
Какое-то время я была разбита. Я была зла. Я была полна негодования и ненависти. И мне было грустно, потому что я не понимала, что такого сделала, и почему он не хочет видеть меня в своей жизни.
Эти негативные чувства, которые я хранила в себе по отношению к отцу, были позднее спроецированы на мои отношения с мужчинами.
Я связывалась с эмоционально неустойчивыми, недоступными мужчинами, которые обычно были намного старше меня. Эти отношения были токсичными, полными проблем с доверием, ссор и недостатка признательности. И после каждого разрыва я чувствовала себя еще более разбитой и недостойной, как будто снова и снова переживала отказ отца.
После одних особенно вульгарных отношений, сопровождавшихся эмоциональным насилием с эпизодами физического, я поняла, что должна уйти. Я знала, что должна изменить свои взгляды. Я знала, что должна научиться отпускать прошлое и простить отца за то, что он ушел, потому что оно преследовало меня в настоящем.
Все те подавленные эмоции, которые я испытывала к отцу, снова и снова воспроизводились в моей повседневной жизни, как урок, который нужно было выучить, но все никак не выходило. И я не могла двигаться дальше по жизни, потому что не простила отца, и в результате сама заточила себя в тюрьму.
Поэтому я села и помолилась о наставлении. Я просила о помощи. О перенаправлении. Голос в моей голове сказал: “Мы не прощаем других ради их спасения. Мы прощаем других ради спасения своего собственного”.
В тот же миг я поняла, что мне нужно делать. Я должна была выпустить гнев. Я должна была отпустить разочарование. Я должна была отпустить печаль. Я должна был отпереть двери, державшие меня в заточении.
Мои губы раскрылись в симфонии, и голос полился рекой, озвучивая такие слова: “Я прощаю тебя за то, что ты бросил меня. Я прощаю тебя за то, что ты отверг меня. Я прощаю тебя за то, что ты предпочел ее мне. Прости меня за то, что я так долго хранила эти негативные чувства. Я желаю тебе всего самого лучшего в твоей жизни. Я желаю тебе счастья. Я желаю тебе любви. Я желаю тебе изобилия. Я освобождаю тебя от своего гнева, и я освобождаю от него себя”.
После этого вся моя жизнь изменилась. С моих плеч свалился груз, и я почувствовала покой. Я чувствовала себя счастливой. Я чувствовала себя свободной.
Когда речь идет о прощении, каждый из нас несет ответственность за освобождение себя, потому что никто другой не может этого сделать. Прощение — это ключ к самоспасению, и вы можете отпереть свою личную тюрьму и освободиться уже сегодня. Готовы?
Тогда вот что:
Отпустите вынужденные, формальные извинения
Когда я впервые встретила своего отца, я была уверена, что он будет рассыпаться передо мной в пышных извинениях, плакать и умолять о прощении. Но реальность не соответствовала моим ожиданиям. Он не только не извинялся, но даже не попросил прощения. По его мнению, то, что он сделал, имело смысл в то время, и просить за это прощения не было причин.
С возрастом я начала понимать фразу “Всякое в жизни случается, мы все совершаем ошибки”. Это правда. Никто из нас не совершенен в принятии решений, и часто именно на ошибках мы учимся быстрее всего.
Я не могу сказать вам, что побудило моего отца уйти, но я могу сказать, что понимаю, насколько подавляющим может быть родительство, особенно когда тебе двадцать с небольшим лет. Я понимаю, что когда у нас тяжелое воспитание (как у моего отца) и мы не отпускаем свое прошлое, это может негативно повлиять на нашу жизнь и решения в настоящем и будущем.
Иногда люди не просят прощения. Иногда люди не верят, что они были неправы. Но это не имеет значения. Извинения не оправдывают вас — вы оправдываете себя. Не ждите, пока кто-то извинится, и не держите на него зла, пока он этого не сделает.
Знаете зачем?
Затем, что человек, который испытывает в себе гнев, разочарование и ненависть, — это вы сами. Эти враждебные чувства, эмоции и мысли пульсируют в вашей крови, как яд, и вы становитесь носителем, поддерживающим жизнь этого яда.
Вместо того чтобы ждать извинений или ожидать их, поймите, что их может и не быть, и это нормально. Потому что ваша жизнь и счастье не зависят от того, что кто-то другой попросит прощения. Ваша жизнь и счастье зависят только от вас, и ни от кого другого.
Извлеките урок
Процветайте в трудные времена! Потому что трудные времена — это просто жизненные события, которые позволяют вам тренировать свои внутренние мышцы. Чем больше жизнь бросает вам вызовов, тем сильнее вы становитесь.
Если бы мой отец не ушел, я бы не стала тем человеком, которым являюсь сегодня. Если бы он не ушел, у меня не было бы той перспективы и того понимания жизни, любви и отношений. Я благодарна за то, что отец ушел, потому что он научил меня, почему прощение имеет значение. Это позволило мне больше ценить жизнь, больше сопереживать другим и больше любить, и за это я буду благодарна вечно.
Иногда события просто происходят, пусть мы и не понимаем, почему. Иногда люди причиняют нам боль. Иногда жизнь и ее обстоятельства кажутся несправедливыми. Но правда в том, что каждый наш жизненный опыт призван направить нас, научить и изменить направление.
Поэтому, находясь в ситуации, когда вы чувствуете злость, обиду и ярость, сделайте шаг назад и спросите себя, что вы можете извлечь из этого опыта. Даже если ответ не будет понятен сразу, в конце концов вы его найдете и поймете.
Верните себе свою силу
Страдания, которые я испытала после того, как мой отец оборвал со мной отношения, были душераздирающими. Моя душа болела. Мое тело было измучено. Мой разум был разрушен. Я потеряла свою силу, когда потеряла отца, потому что ассоциировала его действия со своей ценностью, счастьем и целью.
Но мы не можем контролировать поступки других людей. Они живут своей жизнью так, как умеют. Мы можем контролировать только то, как реагируем на них. И своей реакцией мы либо наделяем себя силой, либо лишаем себя ее.
Горе, печаль и гнев — нормальные эмоции. Они помогают нам понять окружающий мир и развить эмоциональный интеллект. В определенные моменты жизни мы будем выражать эти чувства, и это полезно. Поэтому я не предлагаю вам подавлять свои чувства, но я предлагаю вам оценить их.
Спросите себя: “Почему я так себя чувствую?”, — и если ваш ответ: “потому что тот-то сделал то-то”, спросите себя: “Что я могу сделать, чтобы двигаться вперед в своей жизни?”.
Создайте стратегию и график того, как вы можете дать себе силы двигаться вперед, и немедленно начинайте действовать в соответствии с ними.
Простите
“Прощение — это отказ от всякой надежды на то, что у вас было другое прошлое”. ~Анна Ламотт
После того, как я простила своего отца, я смогла двигаться вперед, и мои отношения с мужчинами стали позитивными и полными любви. Я больше не дулась в разочаровании, депрессии, ненависти к себе или стрессе. Я также не искала подтверждения из внешних источников. Вместо этого я обрела внутренний мир, счастье и любовь.
Прощение — это последний шаг в процессе исцеления. Когда мы отпускаем наше болезненное прошлое, мы освобождаем место для светлого и полного надежд настоящего и будущего. Наши мысли, чувства, поведение и действия приходят в соответствие с нашим новым освобожденным состоянием души, и мы становимся счастливее, здоровее и позитивнее.
Прощение — это высшее проявление любви и один из лучших подарков, которые мы можем сделать себе и другим.
Практикуя эти методики, я смогла подняться по лестнице прощения. Каждая из ступенек была критической, которую необходимо было пережить и сознательно переступить. Только тогда я вновь обрела свою силу. Самое важное, что отец не изменился, не извинился и не стал жить в соответствии с моим восхвалением. Вместо этого я просто поднялась на последнюю ступеньку, на вершину лестницы прощения.